FB
.ru

Ксения Петербургская – народная святая

Подписаться Рекламa на статье

Шестое февраля – один из дней памяти Ксении Петербургской. Вообще их два: шестое февраля и шестое июня. Вот в минувший вторник и прошел один из них. Кстати, если кто-то думает, что памятование о Святой блаженной Ксении Петербургской – исключительно церковное дело и, собственно, дело православных верующих, то он ошибается. Ксения Петербургская как раз одна из святых, почитаемых людьми вне зависимости от воцерковления или даже просто веры в Бога в ее полноте. Человек может посещать храм чисто формально, как поступают многие из нас (куличи, яйца посвятить, на Рождество сходить после омовения в студеной воде проруби), но при этом, однако же, он чтит память о блаженной Ксении. А может и вовсе не ходить в храм и к Богу относиться как к некоей абстракции, а все равно при упоминании о Ксении Петербургской задумывается, и становится спокойнее у него на душе. Отчего так? Кто она вообще такая – Ксения Петербургская?

Церковная история

Ксения Петербургская - таинственная святая

Если следовать жизнеописаниям Ксении Петербургской, которые в ходу в церковных кругах, то мы мало что узнаем о самой Ксении-человеке. Мы узнаем именно о святой. И это, в общем-то, не вина церкви. Просто жизнь Ксении действительно полна загадок. Например, неизвестна точная дата ее рождения. Говорится лишь о том, что родилась она в восемнадцатом веке, в первой его половине. А если все-таки чуть точнее, что в период с 1719 по 1730 г. В Санкт-Петербурге времени его становления.

Ксения Петербургская - уроженка города Петра

О ее родословной тоже мало что известно. Лишь есть предположение, что она все-таки была из какого-то знатного рода, поскольку муж ее, Андрей Петров, служил придворным певчим и вообще состоял на службе в чине полковника. Учитывая нравы того времени, можно предположить, что вряд ли женился бы он на простолюдинке.

Трагическое потрясение

Ксения Петербургская рано осталась без мужа

Неизвестно, как сложилась бы в дальнейшем вполне успешная, судя по всему, размеренная жизнь Ксении, если бы не семейная трагедия. Внезапно скончался ее супруг. Женщине тогда было всего-навсего двадцать шесть лет. И, видимо, смерть мужа стала для нее страшным ударом. По крайней мере, после этого судьба ее полностью изменилась. Вернее, она сама ее изменила.

Христа ради

У Ксении и Андрея Петровых не было детей. Может быть, это и подсказало молодой женщине дальнейший образ действий в отчаянной ситуации. Или явилось, по крайней мере, одной из причин к произошедшему: Ксения раздает нищему люду все свое имущество, дом дарит подруге и… становится юродивой. Юродивой Христа ради.

Это не болезнь

Надо сказать, что, несмотря на весь технический прогресс и всю свою как бы цивилизованность, человечество почти не меняется поведенчески, внутренне, душевно и духовно. В своих реакциях мы часто все те же, что и век, и два, и три, и даже десять веков тому назад. Вот как бы поступили, если бы кто-то из ваших родственников стал раздавать направо и налево нажитое непосильным трудом? Вероятно, попытались бы как-то его уговорить отказаться от этого. В крайнем случае, обратились бы, вероятно, и к психиатрам. Вот точно так поступили и родственники Ксении. Только они обратились не к психиатрам, которых тогда в природе не существовало, а пошли по начальству ее умершего супруга. Мол, надо как-то усмирить сошедшую с ума от страшного горя женщину. Начальство живо откликнулось на просьбу родни и переговорило с Ксенией. Однако в ходе беседы выяснилось, что она вполне здорова и отдает себе отчет в своих действиях. После этого начальство лишь развело руками.

Феномен юродства

Диоген - юродивый в своем роде

Что такое юродство? Вообще, это намеренное, кажущееся безумие. Актерство в своем роде. Этот феномен известен с античных времен, когда кто-то таким образом намеренно пытался привлечь к чему-то внимание или побудить сограждан к такому действию, когда прямо этого сделать было нельзя, например, из-за опасности. То же самое можно сказать и о ветхозаветных пророках.

Пророк Исайя вел себя порой, как юродивый

Они могли ходить нагими, могли вести себя совершенно странным образом, могли употреблять в пищу хлеб, замешанный на коровьем помете, или сожительствовать с блудницами. Но все это не было аскезой. Все это делалось ради указаний на что-то, ради большего воздействия на окружающих. Совсем не то, однако, юродство ради Христа.

Религиозный подвиг

Юродство в христианстве – один из наиболее почитаемых религиозных подвигов. Ведь это ни больше ни меньше, как тотальный отказ от всего: семьи, дома, социума, да фактически от себя самого. Это уничижение себя. Это приятие знака Божьего, следование подвигу Христа. Понятно, что это недостижимо, но идти по пути никто не возбраняет. Напротив, это, собственно, и есть Путь в наивысшем его проявлении.

Что касается безумия

Пророк Павел говорил о безумии этого мира

Теперь о частых попытках отождествить юродство с безумием. Здесь, как говорится, пальцем в небо. Повторим то, что сказано выше: юродство - вполне сознательный намеренный акт, вполне сознательное поведение, а в случае православной аскезы и образ жизни. Да и вообще, согласно христианскому подходу, как раз мудрость мира сего – безумие. Безумие перед Богом. Апостол Павел нередко говорил об этом. Или вот преподобный Антоний предрекал, что настанет время, когда мир станет безумным, и тогда кого безумцы будут объявлять безумными? Разумеется, тех, кто таковыми не является. Замечательные есть слова у Афанасия Александрийского. Прямо о нынешнем времени. Он говорил, что умными и мудрыми называют тех, кто умеет торговать и отнимать у ближних, кто хитро притесняет и лихоимствует. Как сказали бы сейчас, тех, кто «умеет жить». Но ведь именно это и есть полнейшее безумие с точки зрения христианства. Разве не так?

По Петроградской стороне

Однако вернемся, собственно, к самой Ксении. Итак, она раздала имущество нищим, отдала подруге собственное жилье и что? А ничего такого, что как-то выделяло ее в качестве божьего человека. В смысле уважаемого божьего человека. Люди видели, как она бродила по Петроградской стороне, часто останавливаясь у церкви апостола Матфея, просто жила какой-то своей внутренней жизнью, но… Уже понятно из сказанного выше, что почитаемое на Руси юродство не было при этом некой индульгенцией. Люди всегда с опаской относились к странненьким. И часто обижали их.

Смирением возвысишься

Беспризорники часто обижали юродивых

Понятно, что доставалось и Ксении. Особенно от беспризорников. Дети вообще иногда ведут себя зло. Просто потому, что зачастую не понимают, что это зло. Но молодая женщина никак не реагировала на насмешки и оскорбления. Смирение - вот ее главная доблесть. К ней привыкали. Привыкали, как она ходит все время в одной и той же одежде: в зеленой юбке и красной кофте. Кто говорит, что, напротив, в красной юбке и зеленой кофте. Легенда гласит, что она таким образом приспособила к себе мундир умершего мужа.

Ксения и ее чудеса

У Ксении Петербургской был дар целительства

Как сказали бы люди верующие, по смиренной жизни Ксении, жизни во Христе, ей, вероятно, и были дарованы силы помогать страждущим. Легенды же говорят, что она могла исцелять прикосновением, и матери знали, кто может помочь больному ребенку. Или вот еще: после того как Ксения побывает в каком-то доме, там после случается что-то хорошее, зайдет в какую-нибудь лавку, там торговля становится бойкой.

Народная святая

Ксения Петербургская стала народной святой

Постепенно Ксения снискала огромное уважение у жителей Санкт-Петербурга. Люди всячески старались ей помочь. Например, пытались отдавать ей какие-то вещи, поскольку ее одежда сильно износилась. Но женщина не принимала даров, так и ходила все в одной и той же одежде, перешитой из мужниного мундира. Ксения, как пишут, прожила сорок пять лет. И после смерти была похоронена на Смоленском кладбище. А спустя почти двести лет после кончины она была канонизирована Русской Православной Церковью. Святая блаженная Ксения Петербургская.

загрузка...

Брак
Женские вопросы
Культура
Психология
Сексуальность
Женские вопросы